В типичном классе математики, особенно в средних классах школы, мы склонны использовать одну модель, чтобы связать математику с реальным миром; мы начинаем с обучения математическому содержанию и навыкам, затем мы заставляем учеников практиковаться и выполнять некоторые математические действия, а затем мы можем применить некоторые из этих навыков в контексте реального мира, используя учебные действия, такие как текстовые задачи.
Однако если вы посмотрите на другие модели, например, используемые в международных системах оценки, таких как PISA, вы обнаружите, что моделируется другой процесс.
Ниже представлена схематическая концепция математической грамотности, разработанная для PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), которая основана на необходимости оценки способности учащихся передавать и применять свои математические знания и навыки для решения задач, возникающих вне контекста школьного обучения. она понятна даже для русскоязычных граждан.
Схематическая концепция математической грамотности, разработанная для PISA.
Оценка и аналитическая основа PISA: математика, чтение, естественные науки, решение проблем и финансовая грамотность. Издательство ОЭСР.
Процессы, описанные в модели, являются ключевыми компонентами решения реальной проблемы, где отправной точкой является проблема в ее контексте, а не математика.
Математическое формулирование ситуаций включает в себя определение того, как применять и использовать математику для решения проблемы, возникающей в реальном мире, — это включает в себя возможность взять ситуацию и преобразовать ее в форму, поддающуюся математическому анализу;
Использование математических понятий, фактов, процедур и рассуждений включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов для получения математического решения;
Интерпретация и оценка математических результатов включает в себя размышление над математическими решениями или результатами и их интерпретацию или оценку в контексте исходной задачи.
Этот процесс PISA контрастирует с типичной моделью, описанной выше: научите немного математике; попрактиковаться в математике; применить немного математики.
Процесс в реальном мире требует набора различных навыков, выполняемых в обратном порядке — начиная с начальной способности идентифицировать математику в контексте и формулировать ее в виде математической задачи. Затем, второй шаг - сделать математику и применить навыки и знания. Затем учащиеся должны интерпретировать и оценить результаты математических вычислений и подумать о том, как математические результаты применимы и соответствуют реальному миру.
Первая задача в этом цикле PISA — это не то, к чему мы обычно обращаемся на уроках математики, но, возможно, это самая сложная и сложная из всех задач.
В типичном математическом классе основное внимание уделяется первым двум процессам: преподавание математики; попрактиковаться в математике. Если у нас есть время, мы можем часто применять эту математику с помощью текстовых задач, но математические навыки уже определены и сформулированы для ученика (и, как я сказал в разделе «Подключение математики к реальному миру », текстовые задачи часто нереалистичны или не связаны) . к реальным проблемам).
Так что мы можем сделать?
Используйте подход к решению проблем, исследовательский, открытый подход — используйте реальные тексты и реальные ситуации — устанавливайте связи между математикой и реальным миром;
Начните с реального мира — научите учащихся, как выявлять и извлекать математику из запутанных ситуаций реальной жизни, с которыми они, вероятно, столкнутся (то, что я часто называю раскопками математики);
Часть этого состоит в том, чтобы сделать математику явной, а затем, когда возникнет необходимость или появятся пробелы в знаниях, научить математике, которая требуется.
Для вовлеченного и незаинтересованного ученика, а также компетентного и менее компетентного ученика контекст может стать проблемой, мотивацией и целью для понимания и использования математики. Однако для того, чтобы это работало в классе, нам необходимо явно интегрировать описанный выше цикл навыков PISA в преподавание и обучение.